Семинар УМО методистов ОО СПО на тему: "Актуальные вопросы проведения открытых занятий
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ – ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ
Васильченко С.И.,
Обособленное структурное подразделение «Индустриальный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный технический институт»
Аннотация. Открытое учебное занятие - это форма распространения перспективного педагогического и методического опыта педагогического работника, действенный элемент образовательного процесса. Задачей педагогического работника, готовящего открытое занятие, является демонстрация современной методики преподавания и отдельных действенных приемов, педагогических находок, системы качественного образовательного процесса
Ключевые слова: открытое занятие, методическая проблема, самоанализ занятия, анализ проведения открытого занятия.
Открытые занятия – развитие традиций? Одна из форм изучения, обобщения и распространения передового опыта работы преподавателей? Ответим, конечно, положительно. И особое значение они приобретают в современных условиях, когда наряду с другими показателями, критериями деятельности введено использование инновационных методов в образовательном процессе, что ярко проявляется и легко поддаётся самообследованию, обследованию и мониторингу через контроль и анализ, изучение и рефлексию проведённых открытых занятий преподавателей.
В нашей работе всегда может наступить такой момент, когда обычные, традиционные методы ведения занятий не в полной мере обеспечивают современный уровень решения профессиональных задач и проблем, не дают удовлетворения самому преподавателю. И тогда мы прибегаем к новым приёмам и способам, анализируем и прогнозируем свою деятельность, а самое главное – учимся друг у друга.
Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный учебный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятии.
На открытом занятии преподаватель показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать.
Общие рекомендации для проведения открытого занятия.
Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки преподавателя.
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Преподаватель, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия, достижение которых запланировано.
Самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения обучающимися учебного материала.
Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим данное занятие.
Цель проведения открытого занятия:
· повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к преподавателям-профессионалам высокого уровня;
· экспертиза коллегами новшеств, экспериментальных методик, разработанных преподавателем;
· саморазвитие преподавателя, стремление к постоянному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития преподавателя).
Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональных и общих компетенций, знаний, умений и опыта, приобретенного обучающимися под руководством преподавателя.
К подготовке и проведению открытого занятия предъявляется ряд требований:
· открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения.
· открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает преподаватель.
· открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.
· при проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
· открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся.
Для посещающих занятие обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.
Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.
Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой.
Основные этапы подготовки открытого занятия.
1. Выбор темы.
Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности на разных этапах занятия.
2. Формулировка методической цели и задач урока.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели и задач открытого занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
3. Разработка проекта занятия.
К открытому занятию необходимо составить план открытого занятия с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как делают преподаватель и воспитанники.
4. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей.
Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на учебную цель занятия.
Проведение открытого занятия.
За 1-2 дня до проведения открытого занятия преподаватель вывешивает сообщение о нем.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.
Приглашенные входят в учебный кабинет до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за действиями преподавателя и обучающихся.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии студентов своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.
Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования рабочей программы, каковы результаты его деятельности.
Обсуждение и анализ открытого занятия.
Существует два вида открытого занятия. Первый – это самоанализ занятия преподавателем. Второй вид – это анализ присутствующих.
Алгоритм анализа открытого занятия включает следующие шаги.
Шаг 1. Оценивается готовность студентов к занятию.
Во-первых, следует обратить внимание на то, как преподаватель объяснил студентам присутствие посторонних на занятии, далее – на мотивацию последующей работы.
Шаг 2. Анализируется соответствие фактического содержания занятия поставленной цели.
Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.
Шаг 3. Определяется эффективность организации обучающихся на занятии.
В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации студентов на нем:
• выбор методов и приемов обучения для реализации цели занятия;
• результативность способов стимулирования познавательной активности студентов;
• оптимальность темпа речи преподавателя и темпа работы студентов;
• способы привлечения концентрации внимания обучающихся;
• уровень сформированности организационных умений и навыков.
Шаг 4. Анализ хода занятия.
Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии, именно уместность:
• распределение времени на разные виды деятельности;
• смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.
Шаг 5. Оценивается структура занятия, качественная характеристика его отдельных элементов.
Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.
Шаг 6. Определяется стиль общения преподавателя, ведущего занятие. Очень важно определить:
• стиль общения преподавателя со студентами;
• общую эмоциональную атмосферу общения;
• правильность и нормативность речи преподавателя;
• приемы стимулирования обучающихся к взаимодействию.
Шаг 7. Анализируются употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий:
• стимулирует ли преподаватель студентов к контролю и оцениванию учебной деятельности;
• создает ли ситуации взаимоконтроля.
Шаг 8. Осуществляется общее оценивание занятия.
Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия. При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техники. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности.
Путь к высокому мастерству преподавателей - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опыта, обогащению которого способствуют показательные открытые занятия. А помощь старшего преподавателя в овладении техникой и технологией анализа и посещения занятий своих коллег, является ключом усовершенствования преподавателями собственного мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев Ю.И. Анализ урока теоретического обучения. Методические рекомендации. М.:1986.- 38.с.
2. Жиляев А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий // Инновации в образовании. - 2004. - №3.– 152 с.
3. Махмутов М.И. Современный урок//Вопросы теории.– М.:2001.– 175 с.
4. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158с.
. .