Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы теории и практики дистанционного обучения»
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Васильченко Светлана Ивановна,
ОСП «Индустриальный техникум»
ГОУ ВО ЛНР «Донбасский государственный
технический институт,
преподаватель
Основная задача преподавателя является реализация образовательной функции, то есть обеспечение высокого качества усвоения студентами системы научных знаний, формирование умений и навыков. Реализация образовательной функции возможна через информационно-репродуктивный и проблемный тип обучения. В условиях традиционных методов обучения информационно-репродуктивному типу наблюдается значительная пассивность студентов, лекционные, практические и семинарские занятия дают определенную сумму знаний и в определенной степени способствуют познавательной активности. В то же время они приводят к привыканию, репродуктивному подходу к усвоению знаний, переводу конспектов. В результате студенты не умеют ставить проблемы, а тем более их решать. Информационно-репродуктивный тип обучения требует от студента готовности к воспроизводству знаний, а не их сознательному усвоению.
Основными недостатками этого типа обучения, мешающими повысить качество обучения на более высокий уровень, являются:
- неактивная форма аудиторного обучения;
- непробужденный интерес к процессу обучения вообще или к изучению отдельных дисциплин;
- недостаточная школьная подготовка;
- нерегулярность самостоятельной работы в течение жизни, месяца и семестра;
- неумение работать с литературой;
- снижение интереса к обучению у отдельных студентов;
- отсутствие эффективных методов и приемов контроля самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы;
- отсутствие эффективных методов обучения в аудитории;
- отсутствие методов постоянной индивидуальной работы со всеми категориями студентов, у которых пробуждается и развивается интерес к обучению.
Активизировать обучение можно по проблемному типу обучения как более высокоорганизованному и соответствующему уровню задач. Основная идея проблемного обучения состоит в том, что знания в значительной части не передаются студентам в готовом виде, а они приобретают их в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Теоретическая концепция проблемного обучения базируется на закономерностях диалектической и современной формальной логики, дидактике обучения и деятельности. Особенностями проблемного обучения высока активность студентов, близость степени активности студентов и преподавателя, самостоятельное творческое принятие решений студентами.
Педагогический опыт свидетельствует, что принципы и методы проблемного обучения успешно развиваются при использовании новых информационных технологий. Новые информационные технологии вообще и всемирная сетевая паутина, в частности, предоставили возможности для развития дистанционного обучения, представляющего собой педагогическую технологию, построенную на принципах открытого обучения и использования компьютерных обучающих программ и Internet. В дистанционном обучении выделяют две разные модели представления знаний (контента): асинхронная модель и модель распределенной аудитории. Асинхронная модель определяет, что преподавание и обучение осуществляется не только в разных местах, но и в разное время. В модели распределенной аудитории обучение осуществляется удаленно от преподавателя, но одновременно с применением технологий Internet-видеоконференций. Современный Интернет позволяет обеспечить общение в реальном масштабе времени (Internet-конференции и дискуссионные форумы), которые работают асинхронно. Поэтому современная модель дистанционного обучения строится на интеграции асинхронной модели и модели распределенной аудитории и классифицируется как виртуальная аудитория (университет).
К основным функциям преподавателя в дистанционном обучении относят: разработку, доставку студентам контента; взаимодействие со студентами; оценка результатов обучения и консультирования
Концепция виртуальной аудитории развивается быстро и сотни тысяч студентов в десятках стран учатся в таких университетах. Дистанционное обучение открыто, то есть отличается от классической модели аудитории, где действует схема «преподаватель передает свои знания студентам». В открытой модели дистанционного обучения студент выбирает курсы для изучения, порядок изучения дисциплин, темп прохождения материала и выполнения упражнений в зависимости от своего уровня. Во время обучения происходит общение с отдаленными преподавателями и виртуальными одногруппниками.
Для более качественного восприятия экономических дисциплин целесообразно использовать на занятиях виртуальную обучающую среду Moodle .
Как система взаимодействия между преподавателем и студентами , Moodle решает следующие задачи:
- создание и управление дистанционным курсом;
- управление пользователями внутри курса;
- дифференцированный доступ для участников образовательного портала;
- отслеживание выполнения учебных элементов – как учителем, так и учениками;
- публикация учебных материалов различного формата: графики, тексты, аудио, видео.
Moodle отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии (могут заполнять ученики), задания, различные формы тестирования.
Методическое обеспечение дистанционного обучения состоит из отдельных дистанционных курсов. Дистанционный курс «Основы экономики» создан посредством системы Moodle, обоснованы особенности и разработана технология его изучения. В основу программы Moodle заложена модульная структура, большое количество плагинов, фильтров и модулей обеспечивают расширенные возможности системы, в частности: опрос, задания, интерактивные лекции.
Программной платформой системы Moodle являются языки программирования PHP и MySQL, основанием для распространения системы является универсальная общедоступная лицензия GNU General Public License (GPL). Эту систему можно бесплатно скачивать с официального сайта www.Moodle.org. Система имеет русскоязычную поддержку и используется во многих вузах России.
Структурными обязательными элементами дистанционного курса «Основы экономики»: рабочая программа дисциплины, конспект лекций; методические материалы по самостоятельному изучению дисциплины; практические задачи; тесты; учебный календарный план.
Разработка дистанционного курса «Основы экономики» начинается с обзора вводной информации, где представлены задачи и цель курса, график работы, рекомендации, а также предварительное самотестирование. Оно позволяет пользователю оценить уровень подготовки.
Структуризацию дистанционного курса осуществляют по недельным и тематическим признакам. Изучение дисциплины осуществляется в течение пятнадцати недель. Теоретический и практический материал представлен в трех разделах. Первый раздел «Предприятие в современной системе хозяйствования и ресурсное обеспечение его деятельности» включает четыре темы, второй раздел «Планирование и организация работы предприятия» – пять тем, третий раздел «Результаты и эффективность производства» – три темы. Каждый раздел включает также практические задания и тесты. Такое представление упрощает усвоение материала, позволяет предварительно проконтролировать глубину усвоенных знаний по дисциплине, обеспечивает высокое обучение. В каждом модуле дается список вопросов и ответы на них (глоссарий).
Таким образом, разработка и функционирование дистанционного курса «Основы экономики» требует:
1) от преподавателя – качественного представления ценной для студента информации, общения с ним;
2) от студента – умение использовать персональный компьютер, электронную почту (гипертекстовая среда Internet – www); умение самостоятельно работать и одновременно способность к «работе в команде». Введение дистанционной формы обучения позволяет студентам удовлетворять свои потребности в знаниях, формировать надлежащий уровень умений и навыков, позволяющих успешно конкурировать на рынке труда и адаптироваться в современном мире.
.